0 в Лекции Юлии Вишке

XIX век в лицах. 7 историй

XIX век — это век веры в прогресс и романтических чувств. Это век революций и восхищения природой. Это век индустриального прогресса, войн и поиска лучшей жизни. XIX век со всеми своими противоречиями, мечтами и надеждами определил и то, как мы живем сейчас. Мой авторский цикл лекций «XIX век в лицах. Германия» знакомит с Германией позапрошлого века на примере известных и не очень известных личностей из областей науки, политики, искусства, философии и общественной деятельности. Через судьбу и то, что совершили герои цикла, воссоздается мозаика XIX века и показывается, какой стала Германия за сто лет и как она повлияла на мир. Все вместе они показывают многогранность влияния XIX века на наше сегодня. Ведь именно в XIX веке появилось многое, без чего мы не можем представить нашу жизнь. И это не только железные дороги и другие достижения науки и техники. Это ещё детские сады и экология, современная экономика и медицинская страховка, идея равноправия и искусства, которое ценно само по себе.

Здесь я собрала 7 историй о XIX веке. Каждая из них познакомит вас подробно с тем, чего ожидать от лекций.

Лина Моргенштерн

Допустим, в вашем городе нашествие драконов. В этом случае есть два решения проблемы. Нужно найти героя, который убьет всех драконов. Если герой справится, как и положено настоящему герою, то быстро и качественно можно забыть о драконах.

Если же проверенного героя нет, то нужно найти героиню. Она нарисует нехитрый план, сходит в газету, потом к меру, затем к тому богатому дядьке, а потом к его жене. Всё-таки добьется размещения объявления на первой полосе местной газеты и массовой рассылки всем жителям города. Создаст комитет «Народный фронт против драконов», учредит несколько собраний, в результате которых представители коммитета уговорят драконов улететь на необитаемый остров.

Про Лину Моргенштерн часто писали, что на была героем: открывала столовые и садики, когда таких слов ещё даже не существовало, организовала первый интернациональный конгресс женщин на территории Германии, руководила издательством. На самом деле Лина всегда была героиней: что бы она ни делала, она объединяла людей для создания нового общего блага. Лина Моргенштерн всю свою жизнь боролась, нет, не с драконами, а с тем, что новая быстрая техничная реальность может проглотить человека, хотя по идее создается, чтобы ему служить. Она тонко чувствовала, где нужна помощь и тут же создавала поддерживающие структуры, которые повторяли не только в Германии, но и в Амстердаме и Чикаго. ЗуппенЛина была пионеркой устойчивого развития общества, прекрасно понимая, что не достаточно одной точечной инициативы, а необходима целая поддерживающая система, включающая различных игроков.

Об этой удивительной и смелой женщине, о ее судьбе и ее свершениях — садах, столовых, комитетах, сообществах — слушайте  лекцию «Лина Моргенштерн и социальный вопрос». Ведь XIX век был не только веком индустриализации, объединения германских земель, борьбы с Наполеоном, великих научных открытий, но и веком социального вопроса. Важно спуститься с Олимпа больших вопросов и узнать, как и благодаря кому наша современная жизнь стала удобной.

Александр фон Гумбольдт

Когда Европа всё больше вязла в страшной тине войн, которые потомки назовут наполеоновскими, он искал утешение в штудиях. Анатомия, ботаника, оптика. Это сейчас о Гёте думают больше как о поэте. Но он был ещё и учёным-естественником.

В 1776 году герцог Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский назначает именно Гёте директором учреждений науки и искусства. Восемь лет спустя Гёте налаживает водоснабжение, распоряжается о строительстве нескольких оранжерей и инспекторского домика и назначает ботаника Батча директором Ботанического сада в Йене.

В ботаническом саду он проводит много дней и часов наедине с растениями. И как он рад, что именно в этот, 1794, год ему посчастливилось познакомиться с Александром фон Гумбольдтом, который стал его долгожданным собеседником и соратником в научных изысканиях.

Молодой горный инспектор Гумбольдт теперь частый гость и в Веймаре, где живёт Гёте, и в Йене. Друзья вместе работают в ботаническом саду, гуляют, снова экспериментируют, но уже в саду Гёте, обедают, спорят. Гумбольдт неустанно напоминает Гёте о том, что надо записывать все идеи. А Гёте подарит Гумбольдту поэтическое и уважительное отношение к природе. О двух великих что-то шепчет вспоминая дерево гинкго-билоба в ботаническом саду Йены.

О Гумбольдте, Гёте и новом понимании природы, которое родилось и из их дружбы можно послушать в лекции об Александре фон Гумбольдте. И вы точно удивитесь, что экология родилась именно тогда, а каждый из нас себя понимает частью природы, то есть именно так, как показал впервые Гумбольдт.

Карл Маркс

Зачем нам сейчас Маркс? Вот взять, например, социальные сети.

— Публикуй утром, — говорит один гуру.

— Обязательно делай 7 сториз в день, — кричит другой.

— Каждая третья фотография — твой портрет с прямо смотрящим взглядом, — поддакивает третий.

Почему? Потому что такого устройство, алгоритм и вообще так надо.

Это устройство Маркс описал 150 лет назад. На заре капитализма. Он видел, как всё, что мы будем делать, сможет запросто вдруг стать настолько отличным от нас, что превратится в бога. Да, со своим устройством, законами и алгоритмом. Можно легко забыть, что мы что-то создали, что оно для нас, а не мы для него. И служить всем новым богам — публиковать утром, не отступать от количества постов и фотографий.

Зачем нам сейчас Маркс? Карл Маркс разбирался в том самом капиталистическом мире, в котором мы живем, так, как мало кто другой. И до сих пор всё то, что он написал о политической экономике, объясняет наш мир, его кризисы и неумелые попытки их решения.

Зачем нам сейчас Маркс? Вообще я считаю не плохо разобраться со всеми вроде бы известными и навязшими на зубах личностями и сформировать к ним и тому, что они делали более, спокойное отношение за пределами слухов, мифов и карикатур. Лекция «Карл Маркс и экономический вопрос» как раз для этого.

Маргарете Штейфф

Маргарете всё детство возили к светилам медицины и на воды. Мастер-ремесленник Штейфф не хотел сдаваться, ведь женщина, да ещё и инвалид в позапрошлом веке — обреченное сочетание. В 17 лет Маргарете сказала родителям: «Довольно. Постоянные поиски лечения не дают спокойно жить.» Полиомиелит навсегда приковал тело Маргарете к инвалидному креслу, но нее пытливый ум.

Левой рукой, которая с болью, но двигалась, она шьёт, а ещё учится играть на цитре. И так искусно, что начинает давать уроки. Вскоре выручку Маргарете тратит на швейную машинку, первую в небольшом провинциальном Гингене. Но вот незадача — чтобы крутить колесо машинки, нужна правая рука. А у Маргарете она нерабочая.

Маргарете переворачивает машинку и начинает на ней шить задом наперед.

Так Маргарете открыла ателье. И, в отличие от сестёр, шила в основном детскую одежду. С маленькиими вещами было проще справиться. Для постоянных клиентов Маргарете начала шить и игрушки. Первые мягкие игрушки в мире! Сначала это были слоники, а потом и все остальные. Так началась история предприятия, которое известно до сих пор, — Steiff.

XIX век — это век индустриализации. За этим скучным словом прячутся увлекательные и вдохновляющие истории, обо всех тех, кто сделал нашу сегодняшнюю жизнь удобнее, проще и насыщеннее. Об изобретателях, визионерах и основателях и сейчас всемирно известных концернов и предприятий — BASF, Siemens, Thyssenkrupp, Borsig — и, конечно, о Маргарете Штейфф в лекции «Крупп, Борзиг, Энгельхорн. Индустриальный прорыв».

Фанни Левальд

Ее называли немецкой Жорж Санд. Её книги сравнивают с романами сестёр Бронте. Фанни Левальд была журналистской и писательницей и обеспечивала себя финансово в эпоху, когда женщинам было запрещено не то что работать, но даже ходить в музеи. Она была успешной писательницей и не боялась поднимать в своих произведениях темы (образование женщин, отношение к евреям), за которые её могли бы объявить «опасной для государства персоной» и выгнать из столицы. Она влияла на умы и словом, и своей жизнью, в которой она всегда выбирала себя, а не принятое или модное: она не пряталась за мужским псевдонимом, жила открытым браком, вышла замуж по любви, ездила в «горячие точки» корреспонденткой, да в шляпке, корсете и юбке, не мешавшей писать дерзкое и важное.

Лекция «Фанни Левальд. Образование, реализация и успех женщины в XIX веке» — это не только рассказ о неординарной (не только для того времени) судьбе самой известной немецкой писательницы XIX века, но экскурс в понимание образования и реализации женщины всего каких-то 150 лет назад. И интересно, что несмотря на школы, университеты и собственный банковский счет, есть многое, что с тех пор не изменилось. А потому пример Фанни Левальд не кажется скучным и обыденны — ну что такого? — а, наоборот, вдохновляющим.

Отто фон Бисмарк

«Единство и право и свобода,» — поется в гимне Германии. Единство на первом месте не случайно. На протяжении многих столетий центр Европы был раздробленным политически и не таким значимым, как страны по краям континента. Германия была огромным лоскутным одеялом вольных городов, княжеств, королевств и вечных шлагбаумов таможни. Всё меняется в 1871 году. Но не в одночасье. Весь XIX век стал веком постепенного решения германского вопроса, вопроса о единстве Германии.

Отто фон Бисмарк  — один из самых известных и влиятельных политиков  XIX века. Во многом именно благодаря его дипломатическому искусству и тонкому пониманию процессов внешней политики Пруссии удалось во второй половине  XIX века объединить Германию. Для этого понадобилось три войны с соседями, несколько договоров, много терпения и несколько интриг. Отто фон Бисмарк занимался, однако, не только внешней политикой. Он оставил Германии и социальные законы, которые в своей основе неизменны до сих пор, чего нельзя сказать о самой Германии. Её конец «железный канцлер» предрекал уже сам.

Лекция «Отто фон Бисмарк и германский вопрос» — решает ребус под названием «как на карте Европы появилась Германия» и неожиданно показывает, что «железный канцлер» стал пионером по всяким страховкам, которыми пользуется каждый немец, да и не только немец каждый день, а с карточкой медицинской страховки носит с собой в кошельке немного Бисмарка.

Романтики

Фридрих Вильгельм Базилий фон Рамдор негодовал:

— Почему нет центральной перспективы? И вообще — что это за свет? Восход или закат? И почему сосны вдали так детально прописаны, будто вблизи?

Но больше всего его возмущало то, что ландшафт «пробирается в церковь», что природа на картине этого «бесстыжего» художника имеет сакральный характер.

Гнев фон Рамдора давно забыт, а вот полотна Каспара Давида Фридриха, а именно о нем и картине «Крест в горах» писал Рамдор, нет. Как не забыты и другие произведения немецких романтиков в живописи, литературе, музыке.

Романтики, Рамдор был прав, поставили с ног на голову классические представления о человеке и мире. Без немецких романтиков многое в искусстве и науке было невозможно. Рамдор, увы, не хотел это предвидеть и тщетно пытался остановить неизбежное. Романтики возмужали в эпоху французской революции и совершили свою революцию. Но уже без кровопролития. Искусство ценно само по себе. А человек становится человеком только когда снимает с себя маску серьезности и играет. Воспоминание показывает на путь в будущее. А в мире всё взаимосвязано.

Любите любоваться луной и гладью моря, любите книги и картины, которые создают новые миры? Тогда слушайте лекцию «Романтики и современное искусство» о тех, кто это всё придумал, и узнавайте, как романтизм влияет на наше сегодня.

Все 7 лекций цикла приобретайте в Лектории. Для себя или в подарок. Каждая лекция — это новые интеллектуальные открытия, качественно проведенное время, а значит, прекрасная инвестиция в себя. 

Иллюстрации к лекциям создала Варвара Фомина. 

Вам также может быть интересно