«Чемодан из Берлина» — рубрика, где я приглашаю вас, дорогие читатели, найти кусочек Берлина или Германии на другом конце Европы или даже мира и поделиться своей находкой. Это может быть рассказ о немецком городе в Бразилии или о «берлинских» пироженых в Португалии, о Берлинской улице в Калининграде или о пирогах со штрейзелем. Если в вашей поездке или в вашей повседневности вы вдруг с удивлением обнаружите немецкий «след» и захотите о нём узнать побольше и рассказать, то я буду рада опубликовать ваш пост!
А сегодня начну я! И достану из своего «чемодана» непростую историю, которую я и сама еще только начала собирать. Возможно, что—то кто—то из вас, дорогие читатели, подхатит и дополнит её.
Берлин
Это история одной берлинской станции метро. Конечно, кто живёт в Берлине или хоть раз здесь был, удивиться — что рассказывать о метро? Оно функционально, практично и зачастую не представляет никакой художественной ценности. Так думала и я, пока не стала каждое утро выходить на станции девятой линии метро (U9) Вестхафен (Западный порт), чтобы провести ещё один рабочий день за чтением газет 20—х годов прошлого века в архиве прессы Государственной библиотеки, находящейся в историческом здании портового хранилища. (С этого архива, кстати, и «началась» экскурсия по набоковским местам Берлина).
На кафельных плитках, которыми облицованы стены станции, написаны буквы. Без пробелов и знаков препинания они складываются в слова и предложения. Ожидая поезд, можно скоротать время, расшифровывая надписи.
На стене под номером 1 значится:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.»
Это первая статья Декларации прав человека ООН, утверждённая в 1948—ом году. Всего на станиции увековечено 30 статей Декларации.
Вестхафен выбран не случайно. Над станцией метро проходит мост Путлитца. С него начиналась для многих евреев дорога в лагерь смерти. А неподалёку от станции находилась тюрьма Плётцензее (сейчас мемориальный музей), где во время нацистской диктатуры был казнен при помощи гильотины 2891 политический заключённый, т.е. инакомыслящие, инаковерующие, деятели сопротивления. Среди известных для русскоязычного читателя — татарский поэт Муса Джалиль и княгиня Вера Оболенская, учавствовавшая во фрацузском сопротивлении.
Станция Вестхафен часть всемирного художественного проекта «INSCRIRE — записать права человека« бельгийской художницы Франсуаз Схейн. Цель проекта — написать права человека в общественных местах различных городов мира и, таким образом, укоренить их в сознании человека.
Лиссабон
Будучи в Лиссабоне я нашла в метрополитене на станции Парк продолжение (а на самом деле предысторию, потому что лиссабонская станция метро была оформлена раньше, чем берлинская) проекта, с которым я познакомилась на берлинской станции Вестхафен.
Однако станция Парк рассказывает не про гитлеровкую Германию, ведь права человека и его достоиство попиралось (и, увы, поругаются и сейчас, иначе не было бы необходимости в таком проекте) не только людьми в униформе со свастикой. В Лиссабоне Франсуаз Схейн обратилась к открытиям и колонизации новых земель Португалией и неотделимой от них судьбе тысяч рабов, погибших на кораблях, плантациях и рудниках. Голубые плитки—азулежу рассказывают их историю.
Кроме Берлина и Лиссабона проект INSCRIRE можно найти в Брюсселе, Стокгольме, Хайфе, Рио де Жанейро, Париже, Лондоне и Бремене. Если вы с ним столкнётесь, то не проходите мимо, а сфотографируйте! Я с радостью дополню этот пост и вашим рассказом о проекте Франсуазы Схейн.