Сегодня рубрика «Чемодан из Берлина» впервые пересечёт океан, чтобы оказаться в одном из самых вожделенных для путешественников городов – Нью-Йорке. В Нью-Йорке, конечно, можно найти много немецких следов. Поэтому не будем пытаться в один пост впихнуть весь этот разношерстный и богатый историями город, а начнём с библиотеки. Потому что библиотеки, хоть они и лежат обычно за пределами туристических маршрутов, скрывают под своими сводами много интересного и увлекательного. Наилучшего проводника по библиотекам Нью-Йорка, чем Ирина Глик и не придумать. В своём блоге, который посвящен даггеротипам, сторителингу, библиотекам и музеям Америке, Ирина уже не раз рассказывала о библиотечных сокровищах Нью-Йорка и сопровождала своими фотографиями (а она профессиональный фотограф!).
Сегодня Ирина поделятся с нами немецкими находками, обнаруженными ею в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Когда мне написала Юлия с предложением подготовить материал для её блога я обрадовалась. Berlinwithsense выгодно отличается от туристических порталов, здесь о городе рассказывают интересно, с глубиной. Нам нужно было найти что-то, что соединит меня, Германию, диджитал архивы и понравится её читателям.
Я расскажу про Нью-Йоркскую публичную библиотеку
Её построили на територии бывшего резервуара в Манхэттене. В корпусе, что на Пятой Авеню видны фрагменты старых стен. В ней четыре исследовательских центра и 19 тематических подразделений. Местные архивы хранят сто восемьдесят тысяч наименований. А книжки из хранилищ читателю доставляют на специальной железной дорожке.
Библиотеку содержат за счет налогов горожан и пожертвований. В знак благодарности в помещении библиотеки учреждено много бесплатных событий: ежедневные экскурсии от волонтеров, занятия по английскому языку (програма English as second language). Ещё горожане часто пользуются абонементом, чтобы получить доступ к компъютерам и интернету. Это бесплатно. Вход свободный. Гости города тоже могут так поступить.
В прошлом году зарубежные институты и учебные платформы выложили в открытый доступ кучу ресурсов. Нью-Йоркская публичная библиотека не исключение. Книгохранилище открыло доступ к коллекциям изображений и сосканированных рукописей под грифом «public domain». Это те файлы, которыми вы можете как угодно пользоваться в целях учебы, исследований или творчества. Использование прочих изображений из диджитал коллекциях библиотеки требует согласования с библиотекой. Писать сюда.
Диджитал-архивы знакомят ближе с занятиями любимых художников, дают разглядеть рукописи и первые редакции любимых книг.
Поделюсь находками
Первая история о которой я вспомнила — про нью-йоркское здание Эмпайр Стейт Билдинг и немецкий дирижабль Цеппелин. В американской галерее CreditKeith de Lellis Gallery хранят знаменитую фотоподделку — на изображении к мачте Эмпайр Стейт Билдинг причаливает немецкий дирижабль. Вот как обстояло дело.
В конце 1929 года Альфред Э. Смит, руководитель группы инвесторов возведения здания, объявил, что его высоту увеличивают на двести футов (до 1250 футов вместо 1,050).
Горожане считали, что дело в конкуренции с постройкой в Нью-Йорке другого сооружения — Крайслер-Билдинг. Мистер Смит, бывший губернатор штата Нью-Йорк, эту причину отрицал. С его слов лишние 200 футов планировалось использовать в качестве причальной мачты для дирижаблей. Теперь немецкий дирижабль «граф Цеппелин» (на котором пассажиры фланировали из Германии в Америку) мог бы пришвартоваться прямо в центре Большого Яблока, а не в Нью-Джерси, где располагался вокзал. Смит сказал, что в случае высадки над Эмпайр-Стейт-Билдинг пассажиры дирижабля смогут быть на улице спустя семь минут.
Вот только немцы, которые и были были главными в производстве дирижаблей ни о каком таком доке в сердце Манхэттена не просили. Пассажиропоток небольшой. Чаще доставляли грузы, например, газеты. Люди пересекали Атлантический океан на дирижаблях несколько раз. Шутка ли, ведь дирижабль — это когда над твоей головой водородная «бомба». И курить нельзя.
Так что мачта над Эмпайр-Стейт-Билдинг — закамуфлированный способ претендовать на право самого высокого здания в мире, стремление, в котором казалось неприличным признаться.
В Нью-Йоркской публичной библиотеке хранятся рисунки немецких дирижаблей. А по ссылке можно поразглядывать альбом про международную авиацию. Электронный страницы альбома листаются по клику.
Ведя хаотичный поиск по архивам я узнала больше и о писателе Генрихе Гейне, и об исторических пожарах… Чтобы приобщить читателей Berlinwithsense к занятному поиску в библиотеке выкладываю добытые линки.
Начала с иллюстраций. Вот гравюра о том, как горело здание Берлинской оперы. Здесь коллекция изображений о первой мировой войне. Вот коллекция немецких шедевров живописи и рисунков.
Затем я полезла искать изданные в Берлине книги. Эта — про арабские узоры, сборник гравюр сложили в 1842 году. Развороты с рисунками можно листать.
Тут можно рассмотреть как выглядели немцы и саксоны в девятнадцатом веке. Страницы листаются. Ещё архивы хранят 19 портетов Генриха Гейне и несколько заметок о домах и путешествиях писателя. В этой книжке подшиты письма Марка Твена отправленные из Германии под Рождество, 1891 года. Можно изучить почерк писателя, поупражняться в стиле переписки конца девятнадцатого века.
Диджитал архивы — замечательный способ оживить историю. Поиск уводит вглубь и открывает новое. Не могу придумать предмет или науку, которую вы не могли бы изучить пользуясь архивами. Надеюсь, теперь вам удастся познакомиться ближе с занятиями любимых художников, разглядеть черновики рукописей, узнать как выглядел город прежде. Подробнее об архивах, Америке и даггеротипах я рассказываю в блоге.